Задачи современной пожарной охраны

Основные функции пожарной охраны — защита населения, объектов и имущества от пожаров. Для их осуществления выполняются следующие задачи: профилактика пожаров; устранение пожаров; аварийно-спасательные работы; обеспечение работы системы.

В законодательстве и на практике под пожарной охраной подразумевают объединение различных организаций как государственной, так и частной форм собственности. К подобным организациям относятся надзорные органы, структурные, территориальные и пожарно-спасательные подразделения, образовательные и исследовательские учреждения, а также добровольные организации.

Профилактика

Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства. Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.

Пожарная охранаПроводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали. Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.

Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.

Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей. Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.

Аварийно-спасательные работы

Устранение пожаров происходит поэтапно. В первую очередь, пожарная охрана принимает сообщение о происшествии. Далее сотрудники с оснащением следуют на место вызова, предварительно проанализировав информацию. По прибытии производится разведка места, аварийно-спасательные работы, и непосредственно ликвидация пожара. В зависимости от ситуации руководителем тушения может быть отдан приказ об исполнении специальных работ, которые разрешено проводить одновременно. Существует несколько способов тушения и ограничения пожаров. Заранее просчитывается так называемое решающее направление, и в соответствии с ним сосредотачиваются силы подразделения. После ликвидации пожара расчет возвращается в подразделение.

При устранении пожаров сотрудники пожарной охраны вправе воспользоваться имуществом граждан, которое понадобиться для связи, передвижения или тушения.

В их обязанности входит эвакуация людей, оказание доврачебной помощи, создание преград распространению пожара. Как правило, к месту происшествия не подпускают посторонних либо ограничивают доступ во избежание жертв и помех в работе. Первая медицинская помощь оказывается при определенных состояниях пострадавших, перечень которых утвержден приказом МЧС. Пожарная охрана реагирует на пожары при звонках, устных сообщениях, видимых признаках возгораний или при поступлении сигнала в автоматических системах оповещения.

Руководителем тушения пожара назначается отдельное лицо. Такой сотрудник принимает все ключевые решения, определяет границы и может задействовать простых людей. Работа пожарной охраны регламентируется боевым уставом. Дежурная смена караула всегда находится в полной готовности. Сотрудники носят форменную одежду, четко соблюдают дисциплину. Профессиональные навыки и физическая подготовка поддерживаются на высоком уровне.

Все вызовы принимаются диспетчером пожарной части. Он должен проводить мониторинг обстановки в районе, знать важные объекты и их характеристики, быть в курсе состояния техники и оборудования. Ведет журналы, куда записывает поступившие вызовы, и находится на связи с подразделениями. Представляет отчеты начальству о результатах работы.

Организация работоспособности

Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.

Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения. Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.

Тушение пожараСогласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию. Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.

Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты. Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и костюмы пожарных подлежат сертификации.

Составляются планы по улучшению работы пожарной охраны. Они разрабатываются на несколько лет вперед и затрагивают все аспекты деятельности. Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.

Иерархия в управлении

Первое звено в цепи управляющих органов — Правительство РФ, осуществляющее общее руководство. На второй позиции находится МЧС, но достаточно большая часть подразделений подчиняется другим ведомствам. Например, тушение лесных пожаров не относится к официальной обязанности указанного министерства, а подчиняется Рослесхозу. Однако ведомственные пожарные охраны согласовывают свою деятельность с органами МЧС.

В целевых программах принимают участие все ведомства. Интересно, что обеспечение пожарной безопасности консульств РФ в других странах в основном происходит по российским законам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли неточность в статье? Напишите нам в «Обратную связь»