Обслуживание систем пожарной сигнализации

Пожарная сигнализация – это сложный комплекс устройств, предупреждающих о пожаре. Мало кто знает, что небольшие датчики, висящие на потолке любого помещения, являются лишь вершиной айсберга сложнейшей системы. Они первыми узнают о пожаре и передают сигнал на центральный пульт, а затем и на оповещательные устройства. Цель системы, как можно раньше сообщить о пожаре людям в здании, а также скорректировать их эвакуацию, чтобы не допустить паники.

Настройка системы

Точность и скорость срабатывания оповещателей во много зависит от настройки и технического обслуживания системы. Для того чтобы система не подвела во время пожара, проводят ежемесячные и ежегодные проверки. Результаты фиксируют в специальном журнале. В ходе проверки выполняют визуальный осмотр, а также проводят имитацию пожара. Если система не сработала, или сработала не полностью, выясняют и устраняют причину. После этого проводят повторные испытания.

Обслуживание пожарной сигнализацииСпециалисты, проводящие проверку, не относятся к эксплуатирующей организации. Они, как правило, являются представителями сторонней фирмы, имеющей лицензию на выполнения работ по обслуживанию. Сотрудники МЧС тоже проводят плановые проверки пожарной сигнализации, во время которых они вправе потребовать журнал технического обслуживания и акты о проведении проверок.

После монтажа, пожарная сигнализация передается в руки эксплуатирующей компании. В ее обязанности входит поддерживать систему в исправном состоянии. Для этого проводят ремонт и техническое обслуживание пожарной сигнализации.

После передачи системы необходимо изучить инструкции по эксплуатации всех приборов задействованных в системе. От этих данных необходимо отталкиваться в утверждении сроков технического обслуживания.

Необходимая документация

Во время проверок составляются и подписываются следующие документы:

  • акт обследования АПС (составляется при первичном осмотре системы);
  • акт технического переосвидетельствования (один раз в 5 лет);
  • журнал выполнения технического обслуживания и текущего ремонта (ведется постоянно);
  • журнал «ложных» срабатываний системы (ведется постоянно);
  • инструкции, карты и таблицы шлейфов.

Обслуживание пожарной сигнализации начинают с визуального осмотра. Во время него выявляют механические повреждения приемно-контрольных приборов, а также целостность кабельной трассы и прочность соединения и контактов.

Центральный пульт пожарной сигнализации

Затем проверяют центральный пульт – мозг системы. В сутки он обрабатывает гигабайты информации, поэтому его корректная работа, является важной составляющей. Во время проверки смотрят на поступление информации от извещателей, которое отражено на световом индикаторе. Сигнал должен идти постоянно – это показывает зеленый индикатор, а во время возгорания он должен гореть красным. Если сигнала не поступает, индикаторы не горят.

Убедившись, что пульт исправен или неполадки устранены, переходят к проверке извещателей. Для этого выполняют имитацию пожара. Повышают температуру возле датчика или делают задымление. Если датчик не сработал, его заменяют. Если система вновь не отправляет сигнал на пульт, проверяют целостность шлейфов, идущих к датчику.

Следующий этап – это проверка источников энергии. Пожарная сигнализация должна быть подключена как основному питанию здания, так и к аварийному. Проверку производят путем переключения системы с одного вида электропитания на другой. Если во время перехода произошел сбой, то проверяют кабельную трассу, а так же аварийный источник питания. При необходимости заменяют. На этом этапе проверки также осматривают источники бесперебойного питания, необходимые для кратковременной работы системы, во время перебоев в работе электричества.

ПО пожарной сигнализацииЗавершающий этап – это проверка программного обеспечения, которое отвечает за обработку и передачу сигналов между приборами. Версию ПО, при необходимости, обновить до последней. Все приборы должны отражаться на табло центрального пульта. Сохраненные данные по работе сигнализации должны быть записаны на отдельный жестки диск.

Все неисправности, найденные во время проверки, устраняются в кротчайшие сроки. Сломанное оборудование и кабельную продукцию заменяют, контакты зачищают, соединения подтягивают. После этого проводят повторную проверку системы.

Эксплуатация сигнализации

После очередного технического обслуживания делают заметку в специальном журнале. Такой документ должна иметь каждая эксплуатирующая организация. В него заносят информацию о проведенных ТО, выездах специалистов, количество «ложных» вызовов, мероприятия по устранению обнаруженных неполадок системы. Журнал является одновременно и хронологией работы пожарной сигнализации. С помощью него инспекторы государственных органов контролируют эксплуатацию системы.

Для проведения технического обслуживания и ремонта персонал эксплуатирующей организации должен проходить периодически инструктаж, включающий в себя перечень действий во время пожара и технический регламент проведения проверок.

Во время эксплуатации системы пожарной сигнализации приборы постоянно тестируются, это помогает понять причины появления сбоев. Тестирование происходит 24 часа в сутки. Для этого систему подключают не только к центральному пульту в здании, но и к пульту пожарной охраны районного отделения МЧС. Это необходимо для быстрого реагирования данной службы во время возгорания.

Тестирование пожарной сигнализацииВ соответствии с законами РФ и нормативной документацией по проектированию, монтажу и эксплуатации инженерных сетей, техническое обслуживание пожарной сигнализации является обязательно процедурой. Руководитель эксплуатирующей организации обязан обеспечить корректную работу пожарной системы, а также подготовку персонала.

Если контроль за работой системы не ведется, на руководителя может быть наложен штраф. Выбирая методы и компании для обслуживания пожарной сигнализации, необходимо обратить внимание на компетентность и профессионализм специалистов. Своевременная проверка поможет уберечь имущество и персонал от пожара.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли неточность в статье? Напишите нам в «Обратную связь»