Прокладка огнезащитного покрытия воздуховодов

Огнезащита воздуховодов дымоудаления – обязательная составляющая правильно укомплектованной вентиляционной системы, которая в противном случае является активнейшим распространителем дыма и огня. При формировании огнезащитного барьера на воздуховодах проблему составляют непростая конфигурация вентиляционных каналов и создаваемые ею труднодоступные места. Кроме того, существует необходимость обеспечения длительного сопротивления огню конструкции, независимо от любых внешних условий.

Правила выбора материалов

Огнезащитная обработка воздуховодов создает препятствие огню, предотвращает перегрев дымоотводных труб, препятствует каскадному распространению угарного газа по всем помещениям здания, позволяет продолжить функционирование вентиляционной системы в сложной ситуации.

При планировании огнезащиты воздуховода в первую очередь принимается во внимание огнестойкость самой конструкции системы дымоудаления. Традиционно, если СНиП предусматривает огнезащиту вентиляционного канала, то для его изготовления должна использоваться сталь толщиной не менее 0,8 миллиметров. Но это обеспечивает низкую сопротивляемость конструкции огню – около 15 минут. А повышают предел огнестойкости (время, за которое металлические элементы теряют теплоизолирующую способность и плотность, деформируются и прогорают) с помощью негорючих материалов.

Причем выбор огнезащитного покрытия для воздуховодов определяется условиями эксплуатации и сферой применения труб дымоудаления. Для вентиляционной системы предприятия легкой промышленности и аналогичной составляющей объекта угледобывающей шахты не подойдет один и тот же состав огнестойкой теплоизоляции.

При маркировке огнезащита обозначается как EI. После этого идентификатора следует число (от 15 до 150), равное пределу огнестойкости изделия. Соответственно пункту 8.10 СНиП предел огнестойкости транзитных, не транзитных, одиночных систем дымоудаления должен составлять не менее 45 минут.
Правильно выбрать изоляцию поможет следующая таблица:

Предел огнестойкости Использование
EI 150 для транзитных воздуховодов и шахт за пределами обслуживаемого пожарного отсека; при этом на транзитных участках воздуховодов и шахт, пересекающих противопожарные преграды пожарных отсеков, не следует устанавливать противопожарные клапаны
EI 45 для вертикальных воздуховодов и шахт в пределах обслуживаемого пожарного отсека при удалении продуктов горения непосредственно из обслуживаемых помещений
EI 30 в остальных случаях в пределах обслуживаемого пожарного отсека

Типы и особенности существующих теплоизоляторов

Для термоизоляции воздуховодов выбирают звуконепроницаемые материалы, устойчивые к вибрациям. Это объясняется особенностью функционирования вентиляционных систем: они сильно шумят и вибрируют во время работы.

Существуют следующие средства профилактических противопожарных мероприятий, связанных с воздуховодами:

  • огнестойкая теплоизоляция (маты, вермикулитовые плиты, листы минеральной ваты, базальтовые самоклеящиеся волокна, фольгированные полотна). Для монтажа этих материалов используют шурупы, шпильки, шайбы, проволоку;
  • базальтовое волокно, которое наносится методом напыления;
  • толстослойная защита (мастика, штукатурка, фосфатные пасты из жидкого стекла, минерального или асбестового волокна и нефелина). Штукатурные, цементные и асбоцементные растворы наносятся на стальную сетку слоем до 1 сантиметра. Недостаток этого метода: при повышенной влажности и существенных перепадах температур защитный слой трескается и осыпается. Но этот способ обеспечивает эффективную огнезащиту воздуховодов при невысокой стоимости наносимых материалов;
  • конструктивная комбинированная защита (совместное применение мастики и рулонных негорючих материалов на основе базальтовых волокон). В этом случае поверхность воздуховода покрывают клеящим составом из неорганических элементов, затем укрывают фольгированным полотном;
  • тонкослойная защита (вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водной или органической основе). Их защитное действие основано на формировании под воздействием высоких температур особого углеродного слоя, обладающего теплоизоляционными свойствами. Недостаток этого способа: высокая стоимость некоторых эффективных огнезащитных составов.

Общим моментом для всех видов защитных мероприятий является тщательная предварительная подготовка поверхности воздуховода.

Плиты, полотна, штукатурные составы увеличивают предел огнестойкости систем дымоудаления EI от 30 до 150, что важно для транзитных каналов. При этом, чем толще слой наносимого состава, тем лучше выше сопротивляемость огню. Но перечисленные материалы существенно увеличивают массу вентиляционных конструкций, что требует монтажа дополнительных креплений и опор. Это не всегда возможно: иногда зазор между трубой и стеной или перекрытием бывает очень маленьким.

Огнеупорные краски по показателям эффективности могут уступать конструктивным материалам, но их можно наносить на труднодоступные участки. Трудозатраты на обустройство огнезащиты воздуховодов с помощью краски в 5 раз ниже, чем затраты труда на монтаж плит, полотен или штукатурки.

Огнезащитные краски не утяжеляют воздуховоды, и придают конструкциям привлекательный, эстетичный вид.

Они наносятся с помощью кисти, валика и краскопульта. Последний вариант – предпочтителен, потому что обеспечивает самое качественное нанесение, экономный расход часто дорогостоящего материала, сокращает трудозатраты.

Некоторые марки

Armotherm – безасбестовая сухая смесь обеспечивает сопротивляемость огню 180 минут.

DOSSOLAN 3000 – состав, увеличивающий предел огнестойкости воздуховодов до EI 180.

Огнелат-3 – огнезащитная мастика.

Файрекс-300 – огнеупорный состав для применения внутри помещений.

Огнезащитные краски (в скобках указана предельная огнестойкость конструкции после применения данного огнезащитного покрытия для воздуховодов):

  • Defender A (60 минут);
  • Proffitex 201, Proffitex 203 (90 минут);
  • Аквест-01В (60 минут);
  • Огнещит (90 минут);
  • Айсберг ОСМ – огнеупорная обмазка на основе органических копонентов;
  • САЭ-5БМ – атмосферостойкая огнезащитная эмаль

Системы огнезащиты на основе рулонных материалов:

  • ВБОР ватин;
  • ТЕРМОТЕКС;
  • PROVENT – тонкие базальтовые маты, прошитые металлической проволокой, в зависимости от модификации бывают с обкладкой из фольги или без нее, выпускаются различной толщины (огнестойкость варьируется от 60 до 240 минут);
  • Изовент (30, 60 и 90 минут);
  • Изовент 180 (180 минут);
  • МБОР-5, МБОР-5Ф, МБОР-8Ф, МБОР-10Ф, 16Ф – базальтовый фольгированный холст из тончайшего волокна без связующих компонентов толщиной соответственно 5, 8, 10, 16 миллиметров;
  • Бизон – огнебиозащитный материал толщиной 5, 8, 20, 40, 50, 60, 80 миллиметров, предназначенный для всех типов помещений, в том числе, с повышенной влажностью.

Базальтин – двухкомпонентная система из огнеупорной мастики и фольгированных матов.

Монтаж матов

Этапы монтажа огнезащитных матов из базальтовых волокон:

  • тщательное очищение и обезжиривание поверхности воздуховода;
  • приваривание штифтов импульсным сварочным аппаратом к дымоотводной трубе для последующего крепления полотна;
  • раскрой огнезащитного материала. Нижний мат не обрезается, а используется целым. Остальные маты обрезаются по окружности трубы с учетом нахлеста 10 сантиметров;
  • приготовление клея с помощью строительного миксера, работающего на малых оборотах;
  • обработка поверхности и всех монтажных элементов клеем;
  • размещение подготовленного материала на трубе дымоудаления обкладкой из фольги наружу;
  • закрепление огнестойкого полотна шайбами. Необходимо позаботиться, чтобы количество шайб соответствовало числу штифтов.

Не стоит надеяться на собственные силы при организации огнезащиты воздуховодов путем нанесения дешевых составов сомнительного происхождения. Неслучайно продукция данного вида проходит сертификацию. Нормативные требования по огнезащите конструкций должны выполняться.

Устранить урон, нанесенный пожаром, куда сложнее (это без учета вреда здоровью и цены жизни людей), чем грамотно обеспечить противопожарную профилактику.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли неточность в статье? Предложите исправление через «Обратную связь»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *