Деление эвакуации на виды

В самые благополучные периоды развития общества никогда нельзя исключить возникновения экстренных природных или техногенных явлений, угрожающих жизни граждан и сохранности материальных ценностей. Для минимизации последствий чрезвычайных происшествий в особых случаях проводят эвакуацию. Мероприятие всегда имеет комплексный характер, требует четкой организации и соответствующих знаний. Существуют разные виды эвакуации. Выбор конкретной совокупности мероприятий определяется оценкой всех угроз, необходимой скоростью реагирования, географическим положением, спецификой инфраструктуры в зоне потенциального или свершившегося бедствия.

Основные правила

Комплекс всех действия для эвакуации населения может иметь предупредительный или экстренный характер. Если угроза чрезвычайных обстоятельств только прогнозируется, эвакуация населения проводится с упреждением. При свершившемся экстремальном событии людей и объекты приходится эвакуировать в кратчайшие сроки, то есть экстренно. В случае возникновения опасений из-за потенциальных природных катаклизмов – подтоплений, оползней, землетрясений – мероприятия по эвакуации населения из зоны риска проводят при добровольном согласии жителей.

Эвакуация любого вида проводится максимально быстро и организованно. Времени на сомнения и раздумья обычно бывает крайне мало. В особых случаях его нет совсем.

Первоочередная задача – удаление из зоны катастрофы стратегически важных объектов, эвакуация персонала, который их обслуживает, и членов семей. После чего сразу же приступают к эвакуационным мероприятиям по отношению ко всем остальным жителям территории бедствия.

Покидание проблемной зоны может быть частичным, когда эвакуируют только детей, людей с инвалидностью или просто зрелого возраста.

При особо серьезных потрясениях население удаляют за пределы опасной территории практически полностью. Никакие виды эвакуации не смогут помочь категорически возражающему жителю, трезво оценивающему весь уровень угрозы. Это случаи единичные, не подлежащие рассмотрению.

Руководящие лица и инстанции

Для оперативного решения всего комплекса вопросов по эвакуации регламентом предусмотрена иерархия руководящих лиц и инстанций. Среди них решающую роль играют:

  • комиссия по эвакуации (ЭК);
  • оперативная группа, организующая вывоз (ОГ);
  • комиссия, принимающая эвакуированное население (ЭПК);
  • пункты, находящиеся по пути следования (ППЭ);
  • пункты, где собирают всех эвакуированных (СЭП);
  • группы, управляющие потоками пешеходов (ГУ);
  • приемные пункты, на которые прибывает население;
  • администрации, ответственные за транспортировку ценных объектов (ПП или ПВ); всех видов эвакуации.

Благополучие процесса эвакуации, независимо от его вида, обеспечивает слаженность, координирование, налаженные коммуникативные взаимодействия.

Деление по признакам

Виды мероприятий можно представить определенным образом, сгруппировав по признакам необходимости проведения эвакуации, перечислив способы ее осуществления:

  • по степени опасности угроза может быть химической, бактериологической, радиоактивной, механической или являть собой глобальную катастрофу;
  • перемещение населения возможно всеми имеющимися транспортными средствами, пешком, совмещением пешеходного и транспортного потоков;
  • эвакуация может иметь местный характер, проводиться в пределах региона или всего государства в целом;
  • длительность выселения бывает кратковременной (до истечения нескольких суток), среднесрочной (до окончания одного месяца), продолжительной (длительностью более одного месяца);
  • эвакуация может проводиться превентивно (при первых признаках появления рисков) или срочно (в экстренных случаях).

Существуют критерии, по которым принимается решение об эвакуации того или иного вида. Изучать их удобно по таблицам:

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС Жизненно важные потребности человека Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые рассматриваемой системой жизнеобеспечения Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей Критерии для принятия решения об эвакуации

Топливоснабжение

Тепло

0,02 т условного топливагод на человека

В холодное время года от нескольких часов до 2-3 суток

Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого

Электроснабжение

Тепло

112 квтчас на человека в год

Жилой фонд

Жилье

2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев

В холодное время года до 3 суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках

Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значительно более низком, чем допустимый

Водоснабжение

Вода питьевая

2,5л (в жару 4 л) — 3-5 сут; 10-15 л-10 — 15 суг; далее 22,5-27,5 л (на человека в сут)

1-2 дня

Система

обеспечения

продуктами

питания

Питание

Калорийность пиши от 1000-3000 ккалсут. Суточная потребность в белке 58-61 г (на человека)

Трое суток

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения

Категории населения

Защитные

меры

Дозовые критерии (доза, прогнозируемая на первые 10 суток после начала облучения), мЗв

Все тело

Щитовидная железа

Нижний

уровень

Верхний

уровень

Нижний

уровень

Верхний

уровень

Взрослые

Эвакуация

50

500

500

5000

Дети, беременные женщины

Эвакуация

10

50

200

500

Абсолютно все действия в случае экстремальных обстоятельств регламентируются общегосударственными документами. Слои населения группируются по возрастной степени мобильности, физическому состоянию. Для различных категорий документами предусмотрены разные средства для транспортировки, условия приема на промежуточных и окончательных местах сбора.

Планирование действий

Чрезвычайные ситуации трудно спрогнозировать. Тем не менее, к ним нужно быть готовыми всегда. Для этого ответственные лица по всей вертикальной цепи власти превентивно планируют действия, в целом предусматривающие возможные чрезвычайные ситуации. Заранее проводят статистический анализ состава населения, на случай какого-либо вида эвакуации.

К первой группе относят персонал, который должен выполнять должностные обязанности в городе при любой ситуации. Этих людей распределяют на допустимых расстояниях, продумывая пути их доставки на работу. Алгоритм их перемещения следует продумывать с особой тщательностью. Невозможность выполнять рабочие обязанности в местах чрезвычайных происшествий может еще более усугубить катастрофу.

Ко второй группе относят всё население, которое может работать в новых местах расположения. Их эвакуируют вместе с членами семей одновременно с предприятиями и материальными объектами.

Третью группы составляют студенты, учащиеся высших учебных заведений всех уровней подготовки, коллективы ВУЗов, дети из специальных интернатов, детских учреждений. Детей обязательно сопровождает взрослые воспитатели, персонал, который работал в заведении. В эту группу эвакуации входят люди почтенного возраста, находящиеся в специальных заведениях, пожилые одинокие лица, социально неадаптированные члены общества.

Отдельного внимания заслуживает эвакуация пострадавших, которую можно проводить только с медицинским сопровождающим персоналом. Для этих лиц предлагают отельные виды транспорта и маршруты, подразумевающие максимально оперативное оказание последующей квалифицированной помощи.

При подготовке к возможным катастрофам излишнего усердия быть не может. В час «икс» все действия будут осложнены эмоциональными реакциями. Только основательно заложенные знания правил организации эвакуации смогут помочь выиграть время и спасти людей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Нашли неточность в статье? Предложите исправление через «Обратную связь»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *